ALTER EGO
История
этого дуэта началась в феврале 1990 г., когда Роман Столяр и джаз-роковый
барабанщик Михаил Вольфович озадачились созданием импровизационного коллектива
с оригинальной музыкальной концепцией. В результате возник дуэт, который с
успехом впервые выступил на фестивале “Джаз-Рояль-90” в Новокузнецке. Позднее к
двум музыкантам присоединился альт-саксофонист Андрей Турыгин. Новое трио,
названное СТВ (Столяр-Турыгин-Вольфович) вскоре получило приглашение
участвовать в советско-американском культурном проекте "ALOHA" и совершило в его рамках двухнедельную гастрольную поездку на
Гавайи в январе 1991 г. После эмиграции Вольфовича в Израиль с трио некоторое
время сотрудничал барабанщик Сергей Скоморохов, но в конце концов трио стало
вновь дуэтом - на этот раз фортепиано и саксофона - и обрело имя ALTER EGO
Дуэт принимал участие в различных фестивалях современной и
джазовой музыки в России, Молдове и Киргизии, выступал в совместных проектах с
новоджазовыми группами из Швейцарии (KIELOOR ENTARTET и DAY & TAXY) и Германии (ALLOFONIKS). Музыка дуэта, подавляющая часть которой написана его участниками, представляет собой совмещение различных стилей и жанров, балансируя между компонированной и импровизационной.
Первое выступление дуэта SHANTI (что в переводе с санскрита означает “мир”) состоялось 21 марта
2000 года на сцене Новосибирского музыкального колледжа. В этом концерте
впервые прозвучали “Песни
времен года” - вокальная сюита на стихи Уильяма Блейка,
написанная Романом Столяром специально для молодой певицы Елены Силантьевой, тогда ещё студентки эстрадного отделения. Позднее дуэт неоднократно выступал на филармонической сцене и других концертных площадках Новосибирска (в том числе и в совместном концерте с Юрием Юкечевым), участвовал в джаз-фестивале в Ангарске, этническом фестивале “Живая
вода” на Телецком озере и втором международном фестивале Искусство
импровизации в современном мире в Одессе. Последняя программа дуэта “Грезы матери Англии”
включает в себя, помимо авторской музыки, английские и шотландские баллады в
оригинальных аранжировках и камерные версии рок-композиций 70-80х годов.
NEW GENERATION
Фри-джазовый ансамбль,
основанный в начале 90х годов двумя признанными лидерами сибирского джаза
Владимиром Тимофеевым (тенор-саксофон) и Сергеем Беличенко (ударные, также
продюсер звукозаписывающей фирмы Ermatell Records. Состав ансамбля варьировался в зависимости от творческих
задач. Роман Столяр был приглашен к сотрудничеству с NEW GENERATION для записи второго альбома группы под названием “Журнал Джазовой Иммунологии”
в 1995 г. Позже он стал постоянным членом ансамбля,живущего достаточно активной
концертной жизнью. NEW GENERATION явился инициатором многих экспериментальных проектов; в их числе сотрудничество с театром современного танца VAMPITERи поэтом-модернистом Игорем Лощиливым, импровизации-аккомпанементы к немым фильмам, участии в джаз-фолковом шоу Анатолия Вапирова и т.п. В декабре 2000 г. ансамбль записал альбом с музыкой Романа Столяра к спектаклю “Игроки”
(режиссёр Александр Галибин, поставлен на сцене новосибирского театра
“Глобус”), а в январе 2001 г. исполнил концертную версию саундтрека. В 2006 г. после некоторого перерыва NEW GENERATION выступил в джазовом перформансе поэта-модерниста Дмитрия Пригова в рамках Новосибирского Книжного фестиваля.
Трио
свободной импровизационной музыки дебютировало 1-го февраля 2002 года в
новосибирском клубе «Чёрная вдова» с программой, посвящённой творчеству и
революционным идеям Джона Кейджа. В его состав вошли, помимо Романа Столяра,
фотохудожник и музыкант Михаил Сергеев (перкуссия, радио и проигрыватели) и
звукорежиссёр новосибирской консерватории Вячеслав Мурин (туба, этнические
флейты и самодельные инструменты). Стиль коллектива характеризуется как
своеобразные звуковые инсталляции, в которых, помимо традиционных инструментов,
звучат предметы, впрямую к музыке не имеющие отношения (кухонная посуда, емкости
с водой, различные металлические предметы). TRIGRAFICA с успехом выступила
на открытии персональной фотовыставки Михаила Сергеева и международной
экспозиции «Фотографика» в Новосибирской картинной галерее. В 2001 г. трио записало пока ещё не выпущенный диск "Музыка несуществующих народов", а в 2002 г. музыканты участвовали в звуковом оформлении спектакля "Бемби" по заказу новосибирского театра "Глобус".
DOTS & LINES
Трио современной импровизационной музыки Dots & Lines, возникшее в 2007 г. - плод сотрудничества новосибирского пианиста Романа Столяра и петербургских импровизаторов – саксофониста Ильи Белорукова и гитариста Андрея Поповского. Каждый из них обладает ярким индивидуальным стилем игры и идёт в музыке собственным путём; их творческий опыт различен и по-своему уникален. Так, музыкальные пристрастия Андрея Поповского эволюционировали от джазового мэйнстрима к модальному и свободному джазу. Роман Столяр прошёл и джазовую, и академическую композиторскую школы, и эти два разных подхода сосуществуют в его энергичных импровизациях. А самый молодой, но предельно активный участник трио Илья Белоруков пришёл к спонтанной игре из рок-среды, и в его соло органично сочетаются элементы шумовой музыки, академического авангарда и радикального фри.
Союз трёх музыкантов базируется на тяготении к современному музыкальному языку, к спонтанному импровизированию, в котором свобода самовыражения сочетается с вниманием к форме и предельному контакту внутри коллектива. В музыке Dots & Lines сплавлены воедино различные актуальные музыкальные течения, она сочетает в себе экспрессию и интеллигентность. Первое публичное выступление трио состоялось на праздновании 10-летия российского джазового портала.